В прошлом году меня отправили на переподготовку в педагогический университет. Педагогическое образование, правда, средне-специальное, я получила еще в 1991 году. Сейчас же мне предстояло получить высшее педагогическое.
Честно признаюсь, шла с неохотой. Но первые же лекции и практикумы полностью изменили мое отношение к педагогической науке, и каждый новый день я уже не шла, а радостно бежала на очередные занятия.
Что новенького в педагогике?
Меня поразило, как изменилась наука педагогика за прошедших 20 лет. Самое приятное открытие – сейчас отношения в паре «учитель – ученик» рассматриваются как субъект-субъектные, в то время как раньше они были субъект-объектными.
Что это значит? Современная педагогика утверждает, что в процессе обучения учится не только ученик, но и сам учитель. Они взаимно обогащают друг друга. Кроме того, учитель и ученик выступают как партнеры. И ученик имеет полное право на выражение собственных мыслей, собственного мнения.
Раньше о таком и не слыхивали. Обучение чаще всего было авторитарным и нисходящим – учитель говорит, транслирует знание, ученик слушает, воспринимает. Ученик был «объектом». Сейчас же ученик «субъект» — он сам добывает знания из материла, предоставляемого учителем. А обучение уже получило характер демократического.
Современные формы и методы обучения
Еще одним приятным сюрпризом стало появление в педагогике новых, современных методов обучения, которые помогают любой урок сделать интересным.
С нами, слушателями курсов, проводили занятия в интерактивной форме. Мы садились в круг, выполняли различные задания и упражнения, сами что-то постоянно изобретали, формулировали, рисовали, клеили.
Я вспоминала скучные школьные уроки и думала, какое же раздолье современным учителям – бери любую интерактивную методику и проводи по ней занятие.
Даже самую сложную тему можно преподнести в такой увлекательной форме, что каждый ученик сможет и понять, и применить на практике.
У нас были занятия в форме интервью, французской мастерской, адвокатской конторы, аквариума и т.д. Основное преимущество таких уроков – ученики сами активно участвуют в процессе добычи знаний и, естественно, лучше их усваивают.
Только где же все эти новшества?
Однако когда я стала расспрашивать своего сына, потом подруг, у которых дети учатся в школе, как проходят уроки у них, я была сильно разочарована.
Какие там новые методики и технологии? В школе все по-старому. Все так же учителя авторитарно преподносят теорию из учебников, все так же ругают учеников, которые не сделали домашние задания, все так же морализуют и упрекают. А наши дети все так же не любят школу и страдают.
Поразмышляв, я поняла, почему. Средний возраст учителей такой, что их обучение в пединститутах проходило еще по старым учебникам педагогики. Стало быть, они и учат по-старому.
Да вроде бы же всех сейчас отправляют на переподготовку и повышение квалификации? И там же им должны давать все эти новые методики? И я так думала. Но, наверное, далеко не все способны перестроиться внутри себя и начать учить по-новому – так, как их научили уже на этих курсах.
В общем, остается только мечтать, чтобы учителя наконец перестроились и ввели в учебный процесс достижения современной педагогики. Или же… что придут молодые учителя, которые не слыхали уже о старой педагогике!
http://alimero.ru/blog/bolshie_deti/kogda-uzhe-v-shkolu-pridut-novie-pedagogicheskie-idei.4692.html
Свежие комментарии