Большинство детей ко второму году жизни или несколькими месяцами позже поражают своим «взрывом» развития речи. В первые два года жизни малыш как бы созидает мир и собирает информацию.
Но к двум годам ребенок готов активнее участвовать в окружающей жизни – в этот период мускулы речевого аппарата и клетки мозга уже довольно развиты, чтобы ребенок выражал свои мысли словами.
К сожалению, иногда речевое развитие опаздывает. Моей старшей дочке 2 года и 7 месяцев, она повторяет слова, когда с ней разговариваешь, но самостоятельно говорит мало, и в основном отдельными словами или фразами из двух слов. Я начала переживать и обратилась к врачу.
Мне сказали, что отклонений нет, все дети развиваются по-разному. В чем же причины нашей задержки речи? Я начала изучать специальную литературу, узнала много нового.
Слабый мышечный тонус лица, либо неразвитые мускулы рта
Если малыш дышит ртом, мало и невнятно говорит, имеет повышенное слюноотделение или часто роняет изо рта еду во время приема пищи – это может говорить о том, что ребенок имеет недостаточно развитые мышцы губ и рта. Это может происходить, когда ребенка рано отнимают от груди.
Тогда можно укрепить мышцы рта простыми упражнениями: играя, свистеть и дуть с ребенком (используйте мыльные пузыри, свистки, дудки, можно просто дуть на перышко); сосать (предлагайте как можно чаще ребенку питье сока через соломинку); имитация звуков (можно воспроизводить с малышом звуки поезда, звонка, сирены, а также различных птиц и животных).
У нас вроде нет проблем с мышцами, но, тем не менее, я считаю, лишним не будет их укрепление.
Мы купили несколько свистков, разные дудочки и мыльные пузыри.
Неполная концентрация слухового внимания
Такие дети плохо понимают длинные фразы или не слышат шумов заднего плана. Нужно почаще акцентировать их внимание на каждом слове и звуке.
Важно много читать малышу вслух уже знакомые ему книги. Временами заменяйте синонимами знакомые малышу слова в тексте на другие, смешные, неожиданные для него и привлекайте его внимание к этой шутке.
Я несколько раз в день сажаю дочку перед собой и прошу повторять за мной. Говорю несложные слова, четко и по слогам, она повторяет. Купили говорящую азбуку, которую дочка полюбила.
Проблемы со слухом
Неполноценный слух влияет в первую очередь на умственное развитие малыша. К сожалению, обычно родители замечают такие проблемы у малышей слишком поздно.
Но существуют некоторые признаки, в зависимости от возраста малыша, которые помогут понять, все ли у него хорошо со слухом:
— только рожденные детки должны вздрагивать при хлопке руками в нескольких метрах от них и успокаиваться когда следом слышат мамин голос;
— 3-4-месячные малыши должны на мамину улыбку и жесты улыбаться в ответ
— 7-месячные малыши должны лепетать и повторять простые звуки за членами семьи
— дети от 7 до 12 месяцев обязаны поворачивать головку, если слышат знакомые звуки, а также откликаться на обращенную к нему человеческую речь
При обнаружении у своего ребенка одного или нескольких таких признаков, следует обратиться к педиатру. Ведь даже неважные нарушения слуха ребенка могут значительно затормозить развитие его речи.
К счастью, у нас все нормально. Но так хочется, чтобы дочка говорила больше и четче.
Мелкая моторика и речь
Как-то мне педиатр сказала, что на речь влияет развитие мелкой моторики. Посоветовала чаще играть с мелкими предметами, например, пуговицами, бусинами. Также нужно делать пальчиковую гимнастику.
Необходимо давать детям пластилин, лепить фигурки из теста, рисовать пальчиковыми красками. Но все это, нужно обязательно делать под наблюдением взрослых. Первое время дочка пыталась засунуть пластилин в рот, а краски были по всей квартире.
Специальные игры для развития мелкой моторики
Мы нашли несколько игр, которые очень нравятся моим девочкам. В тоже время они полезны для развития.
В магазинах сейчас можно найти много интересных наборов для такой игры. Можно взять просто разноцветные длинные шнурки и основание изготовить самостоятельно. Для этого на куске фанеры или толстом картоне делаются маленькие дырочки, основа напоминает сито. Ребенок сам продевает шнурки в дырочки, как ему нравится.
А можно купить готовые основания, которые сделаны в виде животных или фруктов. Они очень яркие и нравятся малышам.
Работа ножницами полезна для развития ребенка. Она не только развивает мелкую моторику, но и вырабатывает усидчивость.
Сначала моя дочка резала бумагу так, как ей хотелось, теперь учится вырезать по контуру. Чтобы такая игра нравилась ей еще больше, я купила разные фигурные ножницы.
Пальчиковая гимнастика
Ну и конечно, не стоит забывать про гимнастику для пальчиков. Я даю дочке различные бусины, с которыми она возится, перебирает их, раскладывает по коробочкам. Также разрешаю рвать старые журналы, а оторванные листки она мнет и кидает в мишень.
Еще мы делаем самое простое упражнение. Поочередно разгибаем каждый пальчик и проговариваем: «Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчики гулять».
Играя и развивая дочку, я точно знаю, что скоро она начнет говорить больше. Просто еще не время. И думаю, что ее словарный запас пополнится, когда она пойдет в садик и будет чаще общаться со сверстниками.
http://alimero.ru/blog/doshkolniki/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-u-detey.5543.html
Свежие комментарии