На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мудрость жизни

12 082 подписчика

Свежие комментарии

  • Ирина Рытова
    из за неумения и нежелания общаться, разговаривать и приходить к общему знаменателю )Притча о семейном...
  • Ирина Рытова
    Чушня банальная, высосано надеюсь из пальца. Или тупые америкосы придумали, а неумный субьект перепостил100+ фраз, как кр...

Жертвы родительских амбиций.

Две моих соседки - сверху и сбоку - в детстве ходили в музыкальную школу по классу фортепиано. Ежедневно слушать с двух сторон разучиваемые гаммы - нелегкое испытание для нервов, скажу я вам. По окончании школы ни та, ни другая ни разу за инструмент не сели. Прошло уже 15 лет, одна работает юристом, другая - бухгалтером. Да, они умеют играть, но никогда не делают этого, потому что учились обе не по доброй воле, а по настоянию родителей. К чему были потрачены годы, деньги, нервы? 
 
Старшая сестра одной из несостоявшихся музыкантш какое-то время была в опале у родителей и жила у родственников. Все потому, что проучившись год в медицинском институте, нашла в себе смелость признать, что это – не ее призвание, и перешла учиться в экономический вуз. В семье потомственных медиков такой поступок был расценен, как предательство. К счастью, со временем мать смирилась с выбором дочери, да и с младшей не стала рисковать, отдала ее учиться на юридический факультет (по ее желанию). 
 
В семье моих друзей идет активная подготовка старшего сына к школе. Не к простой, а – с английским уклоном. Уже год 6-летний мальчик, не отличающийся крепким здоровьем, ходит на подкурсы. Четыре раза в неделю по два часа плюс домашние задания. Дело идет с трудом, ребенок устает и продолжает болеть. На мой вопрос, а стоит ли оно того, подруга ответила: «ну, я же в эту школу ходила, и муж, и брат». Стоит заметить, что муж у нее – фотограф, а она – менеджер по персоналу. Английский в работе им не пригождается, и пользуются они им – как дополнительным заработком (репетиторствуют). Не проще ли было подождать, пока ребенок вырастет, окрепнет и, если решит, что ему нужно знание английского, пойдет на курсы (благо, их сейчас множество) и выучит его без ущерба для своего здоровья? 
 
Такие примеры можно приводить до бесконечности. Смысл один – как часто родители решают, чем, когда и в каком объеме должен заниматься их ребенок, не считаясь ни с интересами ребенка, ни с его возможностями, ни со здоровьем. Во главу угла ставятся родительские амбиции. Либо реализованные (я ходил в эту школу, и он пусть ходит), либо нереализованные (я в детстве мечтала стать гимнасткой, не сбылось, пусть дочка будет). 
 
Спору нет, часто в таких семьях вырастают дети, достигающие больших успехов. Но при этом с содроганием вспоминающие свое аскетическое, подчиненное жесткой дисциплине и полное эмоциональных лишений детство. «Да, я благодарна родителям, - читаю я почти в каждом интервью известных спортсменок, - но своему ребенку я такой судьбы не хочу». 
 
Резонно заметить, что маленький ребенок не способен определить, что может быть для него лучшим и правильным. Отсюда родительская установка: вот вырастет, еще мне спасибо скажет! Но можно ли все-таки найти какой-то баланс интересов, чтобы ребенок не стал жертвой родительских амбиций? 
 
После трех уже поздно…
Начать можно с самого раннего детства. Кубики с буквами, висящие над кроваткой трехмесячного младенца. Высаживание на горшок малыша, который еще и сидеть толком не умеет. И так далее, и тому подобное. Подстегиваемые теорией раннего развития, родители начинают учить малыша чуть ли не с пеленок. 
 
Два главных вопроса, которые, по-моему, должны задать себе родители, увлеченные идеей раннего развития. Зачем это нужно моему ребенку и зачем это нужно мне? Ведь очень часто главным стимулом становятся родительские амбиции и желание быть не хуже других. У подруги ребенок уже стихи наизусть рассказывает, а мой только говорить начал! Соседка водит своих на плавание, английский и дзюдо, а мы просто во дворе гуляем! 
 

 
Хотя специалисты подчеркивают, что смысл теории раннего развития – не в том, чтобы быть лучше других. А в том, что ребенок, с которым занимаются, будет развиваться быстрее, чем он развивался бы, если б с ним не занимались. И то, все должно проходить в легкой, непринужденной, игровой форме. С учетом желания ребенка и особенностей его возраста (например, научно доказано, что мозг человека готов к чтению не раньше пяти лет). 
 
На мой взгляд, к детскому саду у ребенка должны быть в наличии навыки самообслуживания (умение есть ложкой, проситься на горшок, одеваться-раздеваться) и навыки взаимодействия с другими детьми. К школе желательно уметь считать, знать буквы и цифры, чтобы было легче учиться. Все остальное придет с возрастом. 
 
А еще мне петь охота!
Еще один важный момент – это учет желания и способностей самого ребенка. Есть ли смысл отдавать малыша, взахлеб глотающего книжки и сочиняющего стихи, в школу с математическим уклоном? Есть ли смысл отдавать малыша, млеющего от лошадей и мечтающего о подвигах мушкетеров, в секцию живописи и шахмат? 
 
Ну, надо же, чтобы ребенок вырос всесторонне развитой личностью, возражают некоторые. Он шумный и непоседливый, а шахматы научат его усидчивости и концентрации внимания. Хотя можно было бы подумать, что лишнюю энергию он может с удовольствием выплескивать, катаясь на любимых лошадях. 
 
Кто-то из родителей просто считает, что умением слагать стихи или танцевать хлеба не заработаешь. Мол, что это за профессия такая. А вот бухгалтер или юрист – другое дело. 
 
Кто-то негодует, что идет на поводу у ребенка, отдает его туда, куда сам ребенок попросился, а в итоге – за год начаты и брошены курсы кройки и шитья, театральная студия, гимнастика. Мол, все не по душе. 
 
Причин много, но опять все сводится к тому, что родители считают, что именно они должны решать творческую и профессиональную судьбу своего ребенка. 
 
Моя сестра в детстве мечтала танцевать, но в силу многих причин, через пару лет родители забрали ее из кружка. Уже в двадцать пять лет она пошла в танцевальную студию, научилась танцевать классику и латину, выступала с коллективом на городских праздниках и корпоративах. И тогда поняла, что ей вполне достаточно танцев – как хобби, ей совсем не хочется превращать это в дело всей своей жизни. А ведь много лет она жила с мыслью, что ее лишили судьбы. 
 

 
Так, может, все-таки лучше дать ребенку возможность заниматься тем, что он хочет сам и что у него получается делать? Пусть пробует, выбирает, сравнивает. Неужели все родители прямо с пеленок знали свое призвание и никогда не метались в поисках места в жизни? 
 
Когда-то Альберт Эйнштейн, которого в школе, как известно, держали за неисправимого двоечника, сказал: «Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по ее способности взбираться на дерево, она проживет всю жизнь, считая себя дурой». 
 
Чем раньше ребенок научиться распознавать свои желания, чем раньше поймет, что ему по силам, а что нет, тем больше шансов, что он вырастет уверенным и гармоничным человеком, знающим себе цену и знающим, чего он хочет от жизни! 
 
Ведь необязательно то, чем он увлекается, должно и станет его профессией. Можно с удовольствием кататься на коньках и при этом зарабатывать на жизнь торговлей. Главное, чтобы было в жизни не только то, что должно быть, но и то, что хочется. 
 
И, конечно, увлечение может стать делом жизни и привести к успеху и наградам. Все же большинство выдающихся ученых, актеров, спортсменов стали таковыми не только потому, что родители их заставляли и принуждали, а потому, что они сами хотели заниматься любимым делом. 
 
Я тобой горжусь!
Родители должны понимать одно: свою жизнь они уже живут, уже выбрали и состоялись (ну, или не состоялись) в определенной сфере деятельности. И, если у них есть сожаления о несбывшемся, то никто не мешает им взять и сделать то, что они когда-то хотели. Сыграть в любительском театре, написать книгу, освоить скалолазание. 
 
А ребенок – это другой человек. У него – своя жизнь, и она не должна быть подчинена родительским амбициям. Нужно дать ребенку шанс стать полноценным человеком, а не отражением своих родителей. Даже если он всю жизнь будет жить неприметной жизнью, не совершит подвигов, не завоюет наград, но при этом будет доволен тем, что у него есть, настоящие родители примут его выбор. 
 
Конечно, здорово, когда есть повод гордиться достижениями своего ненаглядного чада, но, по-моему мнению, быть успешным, богатым и знаменитым – это не главное в жизни. Главное – быть счастливым. А если мой ребенок счастлив, значит, буду счастлива и я. 
 

 
P.S. Вот писала все это и думала, варианта два: или я совершенно лишена амбиций, или я все их реализовала в своей собственной жизни, раз нет стремления «отыграться» на своем ребенке. Надеюсь, что второе))
 

Картина дня

наверх