Мы все хотим, чтобы наши дети были успешнее, счастливее нас. Как именно добиваются успеха, что есть талант, и как строить жизнь в связи с этим: у разных людей разное представление об этом, разная модель успеха. И везде есть плюсы и минусы.
У разных людей разное восприятие того как именно добиваются успеха, что есть талант, и как строить жизнь в связи с этим.
«ЯПОНСКАЯ» модель.
Да, талант – врожденное свойство. И талантливому человеку гордиться нечем: это не его заслуга. И ему еще много нужно работать над своим талантом, чтобы добиться успеха. Но если постараться, то можно всего достичь, даже если таланта нет. Просто нужно очень сильно постараться.
Плюсы: При таком отношении нет смысла завидовать. Старайся – достигнешь. Не достиг – не старался.
Минусы: Неизбежны разочарования, поскольку рождаемся мы всё-таки не одинаковыми. И можно очень много времени потратить на старания добиться невозможного, не замечая свои личные особенности. Можно просто «костьми лечь» ради цели в самом прямом смысле слова.
«ЗВЁЗДНАЯ» модель.
Некоторые прямо-таки рождаются талантливыми, успешными, с «ложечкой во рту», «в рубашке». Успех не зависит от тебя. Звёзды, судьба, обстоятельства… Поэтому у кого успех – тот звезда, остальные – быдло. И звезда активно топчет и унижает это быдло (потому что уверена в своей избранности), а быдло завидует звезде и при первом удобном случае норовит «испачкать» звезду (безвкусна, стара, не красива и т.п.)
Плюсы: Не так обидно быть быдлом - это от тебя не зависит.
Минусы: Нет нужды стараться, работать над собой – от этого ничего не зависит. А достигнув успеха, тоже можно уже не стараться – ты избранный. И понять механизм достижения успеха просто не дано: амулеты, гадалки, гороскопы, приметы.
«КОМПЕНСАТОРНАЯ» модель.
У каждого есть свой талант, надо только его найти, раскрыть. Искать и не сдаваться! Не получилось – искать снова.
Плюсы: Меньше зависти, поскольку какой-то талант есть у каждого. Человек старается, ищет, осваивает новые знания, умения.
Минусы: Можно всю жизнь провести в поиске, можно получить 3-4 образования, застрять в «вечных студентах», менять работу как перчатки. И, опять же, все старания направлены на поиск, а уж добившись успеха – можно и не стараться, не совершенствоваться. И очень обидно: вчера был первым, а сегодня – обошли. «Надо поискать что-то другое!»
«НАСЛЕДСТВЕННАЯ» модель.
Если я по какой-то причине не добился успеха в чем-то, то я создам условия, чтобы мои дети добились в этом успеха.
Плюсы: Не так обиден личный неуспех – его могут добиться дет, внуки. Преемственность. Создание условий для развития ребенка в данном направлении с учетом ошибок или неудачных обстоятельств в жизни родителей. Анализ своих ошибок и неудач.
Минусы: Слабо учитываются личные особенности, склонности, интересы детей. В некоторых случаях доходит до комплексов: успех может быть только в данной области – остальное рассматривают как неуспех. «Да, ты, конечно, модный художник, но это не профессия. У тебя даже нет кандидатской диссертации!»
Названия условные. Идеальных моделей нет. Может, такое и не возможно. Тип модели мы наследуем («психологическое наследование») от родителей, но можем, приложив усилия, изменить. Не редко мы пользуемся разными моделями для различных ситуаций. Когда делаем выбор осознанно – это называют гибкостью.
Скорее всего, есть и другие. Добавляйте!
А какую модель выбираете вы?
О том, как добиваются успеха написано много. Кое-что интересное – в следующий раз.
Свежие комментарии