Задавить маленького человека авторитетом или быть с ним на равных? А может, поискать пресловутую золотую середину?
Слово „демократия" применительно к воспитанию малыша звучит несколько странно. Да к тому же многих из нас воспитывали с осознанием того, что мама (папа, бабушка, воспитательница) знает, как лучше.
Как ни крути, такая позиция удобнее для большинства взрослых. Но многие сознательные родители все-таки вспоминают о том, что ребенок — пусть маленькая, но уже личность. Однако чувство страха и ответственности за малыша мешают „отпустить" ребенка совсем. И перед мамами-папами встает вопрос: как уравновесить собственный авторитет и сознательный выбор, свободу малыша?Просто потому, что мама так сказала
Когда Катюша в седьмой раз спросила маму, ну почему, почему ей надо опять надевать на улицу эти противные сапоги, когда она совсем, ну совсем не собирается ходить по лужам, мама вспылила: ..Да просто потому, что я так сказала!" Произнесла и даже сама опешила. А как же свобода выбора? А педагогично ли это? Но малышку ответ, кажется, убедил. Не потому, что „дорогая, там очень мокро, много луж, а еще там ходят собаки по своим собачьим делам и маме будет очень трудно отмывать все это с новеньких кожаных ботиночек..." А потому, что МАМА ТАК СКАЗАЛА. Вопрос исчерпан, сапоги надеты, ребенок счастлив наконец оставить душную прихожую и выбежать во двор. Что же получается — жесткий диктат оправдывает себя и облегчает решение многих вопросов? В самом деле, и маме легче, и ребенок доволен... Но неужели довод „мама так сказала" навсегда останется для него решающим?
Свобода выбора: все что хочешь!
Впрочем, свобода выбора тоже должна предоставляться с умом. Пробовали ли вы, например, когда-нибудь зайти с маленьким ребенком в игрушечный магазин и спросить: „Лапочка, что ты хочешь сегодня в подарок?" Петин папа так однажды и сделал... Длинные ряды машинок, бесконечные шеренги солдат, несметные полчища велосипедов и яркие конструкции игрушечных домиков... Папа видел, что у мальчика начинают „перегорать пробки". Потерянно, с блуждающим взглядом ходил шестилетний Петенька посреди этого детского рая, и папа чувствовал, что надо прекратить эту пагубную свободу, но как это сделать? Отменять свое щедрое предложение, понятное дело, было поздно... Помните, в фильме „Айболит-66" доктор Айболит, связанный по рукам и ногам Бармалеем, когда пираты решают, что сделать с добрым ветеринаром — повесить или отрубить голову, — изрекает: „Тебя погубят широкие возможности!" Фраза, как нельзя более подходящая к этому случаю! В конце концов большая машина с пультом управления все же была куплена, и ребенок с огромной коробкой вышел на свежий воздух. Папа облегченно вздохнул... и вдруг услышал: „Папочка, а помнишь ту маленькую меховую собачку, которая стояла при входе слева на верхней полке третьей после белой лошадки?.." Папа готов был разрыдаться над тем растерянным и жалобным детским взглядом. „Больше так не буду, больше так не буду", — твердил отец. А дома еще надо было объяснять маме, зачем такому маленькому мальчику дорогущая машинка!
Тут играть, тут не играть
Главное в воспитании детей — последовательность, это знают все родители. Жизнь зачастую полна такими ситуациями, когда считаться с аксиомами становится трудновато, особенно когда дело касается детей, — все они такие разные, поведение каждого — индивидуально, оно никак не хочет следовать книжным канонам! И положение становится почти анекдотическим: „тут играть, тут не играть, тут опять играть..." На летние месяцы семья с маленьким Петей уехала на дачу. И надо же такому случиться — Петина мама умудрилась подхватить какой-то ужасный грипп. Пришлось ехать болеть в город, но тащить туда же Петю не хотелось. Выход нашелся: на дачу вызвали бабушку. Мария Семеновна была очень современной подтянутой бабушкой и работала в журнале корректором (как она объясняла, у нее были врожденная грамот и языковое чутье).
Бабушка с восторгом взялась за Петю, и мальчик был без ума от нее. Они вместе прыгали через скакалочку во дворе, ходили с деревенскими мальчишками на поле играть в футбол (бабушка, правда, была болельщицей), вечером читали книжки и милым образом подшучивали друг над другом. Папа был доволен тещей, хоть и очень скучал по жене. А Петя от бабули не отходил ни на шаг. Словом, полная любовь и взаимопонимание между бабушкой и внуком были, как говорится, видны невооруженным глазом. Однако после недели такой идиллии бабушка с внуком начали не на шутку ссориться и ругаться. Как-то, приехав с работы, папа с удивлением увидел, как Мария Семеновна в сердцах хлопает дверью своей комнаты, а бледный злющий Петя отказывается есть ее блины. Прекратились вечерние сказки, более того, бабушка даже не заходила поцеловать внука на ночь. „Холодная война" продолжалась пять дней кряду. И Петя и бабушка сильно похудели за время таинственного для папы выяснения отношений, и так больше продолжаться не могло. В субботу вечером папа решил провести „дружественные переговоры": собрал всех на веранде, чтобы задать вопрос: „Объясните, какая муха вас укусила?" И тут на него полились бесконечные жалобы. Петя всхлипывал и приговаривал, что он больше бабушку не любит и никогда не полюбит, потому что она злая. Бабушка (тоже, кстати, с истерическими нотками) доказывала, что Петя очень плохо воспитан и она больше не собирается с ним дружить (так и говорила — дружить), и вообще никогда не испечет ему блинов, да и разговаривать с ним тоже больше никогда не будет... Папа растерянно переводил взгляд с одного на другую, и ему казалось, что он присутствует на разборках в старшей группе детского сада. Очень уж это напоминало ссорящихся в дворовой песочнице малышей! Наконец он сказал Пете пойти в свою комнату, а бабушке налил чая с мятой (говорят, она успокаивает). И прочитал небольшую, но очень педагогическую лекцию, которую мы, к сожалению, не можем полностью привести.
Педагогическая лекция папы
Дело в том, что изначально бабушка с внуком сошлись, что называется, на равных, то есть стали дружками. Обоих это устраивало как нельзя лучше, но, к сожалению, такие отношения никак не назовешь нормой. Как бы привлекательно ни выглядели они со стороны. Ведь испокон веков люди зачем-то воспитывали уважение к старшим. И уж, конечно, почтение к людям пожилым (вы уж извините меня, Мария Семеновна) необходимо всем, даже милому и доброму маленькому мальчику. Поставленный в положение дружка, Петя и ведет себя как дружок. И не понимает, если все так весело, почему он должен вдруг слушаться бабушку, когда все можно обсудить.
— Я так сказала, — вдруг произносит бабушка неожиданно властно.
— А я не хочу! - по-дружески не соглашается Петя.
— А я не буду читать тебе про Волшебника Изумрудного города! — парирует Марья Семеновна.
— А я пойду к Шурику, он мне почитает! — находит выход из положения маленький внук.
— А я не буду готовить ужин! — вводит в ход „тяжелую артиллерию" бабушка.
— А я и вовсе не буду есть! — полетели „бомбардировщики" от внука.
— Тогда я вообще не хочу тебя видеть, грубый мальчишка!.. — этот аргумент ставит точку в споре вчерашних друзей.
Вот и выходит, что Петя — противный, плохо воспитанный, не признающий авторитета старших мальчик. А почему, собственно, он такой уж противный, если просто обсуждал вопрос со своим другом бабушкой? И в какой, интересно, момент друг бабушка превращается в старшего? И как мальчику этот момент уловить? Бабушка слушала лекцию зятя с большим интересом, только что не конспектировала. Папа, улыбнувшись бабушке своей педагогической улыбкой, ушел в детскую — проводить реабилитационную работу с сыном. Наутро все проснулись обновленные. То есть к моменту возвращения мамы из города бабушка с Петей вместе пекли пироги, и ощущение спокойствия и счастья было в этой картине. И хотя бабушка после возвращения дочери уехала с дачи (ей пора было выходить на работу), папина педагогическая лекция до сих пор кажется ей одной из самых увлекательных, какие она когда-либо слышала в своей жизни.
Мужской характер: так положено!
Чаше всего мы строим свои семьи (и, разумеется, отношения с собственными детьми), руководствуясь схемой, заложенной с детства, так сказать, подсмотренной в семье родителей и заложенной в подсознание. Иногда схема работает как нельзя лучше, иногда дает сбои. Тут очень важно проявлять гибкость и находчивость.
В семье у Марины всегда царили демократические, веселые и непринужденные отношения. Более естественного состояния она и представить себе не могла. Папа весело и беззлобно подшучивает над мамой, бабушка над папой, все они называют друг друга по имени (и дочке разрешают). Подрастая, Марина рассказывает маме все-все, причем маме рассказывать значительно интереснее, чем подружке, потому что подружка и сама норовит перебить своими подробностями, и все у нее получается лучше и в сто раз романтичнее, а мама слушает не перебивая и сопереживает, иногда слишком сильно (бледнеет, хватается за сердце), но без осуждения, а только может дать хороший совет.
Первая Маринина любовь, Славик из десятого „Б", тоже удивился, познакомившись с ее семьей. Он так и сказал: „Какие же вы все, ребята, классные!" И влюбился — и в Марину, и в ее семью. Было у них все не как у Ромео и Джульетты, а гораздо проще и веселее: без трагедий, выяснения отношений, понуждения, вражды и запретов. Учась в институте, Марина и Слава поженились, а через год у них родился сын Витенька, такой же веселый, как и его родители-студенты.
Марина закончила институт, когда Вите было три годика, и решила пока отложить диплом и не выходить на работу. Очень уж ей не нравилась идея отдавать любимое чадо в детский сад. Хотелось его повоспитывать самой. Но очень скоро молодая мамочка столкнулась с мужающим характером своего сынишки. Маленький мужичок, проникнувшись сознанием того, что он — Добрый Солдат, начал распоряжаться своей жизнью так, как все добрые солдаты, — самостоятельно. Эх, хорошо смотреть старые фильмы про деревню, где пацаны свободно бегают по улице маленькими стайками, закаляясь и готовясь сменить отцов. Но когда Добрый Солдат объявляет, что из этой песочницы он не уйдет до захода солнца (потому что должен ее охранять!), и вот эту лысенькую собачку он берет себе домой (и будет ее лечить!), и вообще — переходить улицу за руку с мамой для Доброго Солдата просто стыдно и смешно... Смешно-то смешно, да только у каждой мамочки есть еще кое-какие дела, кроме как уговаривать солдата пойти пообедать. Но и ломать мужской характер не хочется. Да и демократичная Маринина натура (как и заложенная с детства схема) восставала против насилия. Как маме стать авторитетом для Доброго Солдата? Вот тут-то и пришлось маме проявить смекалку и находчивость. Помог Добрый Богатырь, который в сказке благословлялся на подвиги батюшкой и матушкой, и Марине очень понравилась эта идея. Причем, видя, каким уважением и любовью пользуется в семье папа, Марина с радостью уступила ему пальму первенства при „благословении на ратные подвиги Доброго Богатыря". И вот когда папа стал Самым Главным, в семье воцарился просто необыкновенный порядок.
Главный сказал сегодня вернуться из парка и между подвигом охраны песочницы и подвигом отправления кораблей в бурное море (то есть в ванну) необходимо скушать богатырский обед из супа и каши с овощами. Причем богатырская сила (так говорил перед уходом на работу Главный) заключена в каждой ложке каши, в каждом овоще и даже в зеленых листьях салата. Ничего не попишешь — Добрый Солдат должен быть не только храбрым, но и сильным! ...Ну не умела Марина давить авторитетом, а Славику что — он узнает о своих полномочиях уже после выполнения всех его приказов. А Доброму Солдату необходимо кому-то подчиняться, иначе не будет порядка в его нелегкой солдатской жизни! Вот такой компромисс нашелся... Конечно, каких-то определенных рецептов и универсальных советов не существует — все дети совершенно разные, как и их родители. Да и потом, воспитание — всегда процесс творческий. Быть гибким и при этом сохранять постоянство — труд не из легких, но если вы не будете искать легких путей, наградой вам станут мир и гармония в семье и дружба с вашим малышом!
Авторитет или диктат?
Кроха не может быть равен со взрослыми во всем — для его душевного равновесия необходимо чувство уважения к старшим, которое выражается не в наказании („сейчас ты у меня договоришься, вот достану свой ремень!"), а в непререкаемой реальности семьи. Тогда, скорее всего, и наказания не потребуется, а если все-таки приходится прибегать к „воспитательным мерам", они для ребенка понятны и оправданны.
Если вы решительно не готовы или почему-то не хотите стать главной в семье, свалите это на папу, ему будет приятно, а вам всегда будет к кому апеллировать.
Не обязательно в каждой жизненной ситуации (поход в магазин, уборка комнаты, завтрак, продумывание маршрута прогулки или распорядка дня) предоставлять ребенку широкий выбор. Иногда проще и вам, и крохе ограничиться „авторитетным распоряжением".
Если вы считаете себя старшим по званию в семье или к этому стремитесь, придется посмотреть на себя со стороны и многое обдумать. Мы растем вместе с нашими детьми, нам просто необходимо становиться мудрее, по мере того как дети становятся взрослее и все-все понимают про нас, ничего не поделаешь...
Свежие комментарии