Начнем с конца. Да, чаще всего преуспевают в жизни не отличники, а троечники, хорошисты. Те, кто постоянно борется с трудностями, ищет подходы и стратегии выигрыша, компенсирует свой неуспех в одном успехами в чем-то другом. Те, кто, в силу обстоятельств, учатся гибкости. Они и в различных жизненных обстоятельствах добиваются УСПЕХА.
С серединой – тоже всё вроде понятно: ОЦЕНКА – это умение предъявить требуемые ЗНАНИЯ в требуемой форме в требуемое время и в требуемом месте. При одном и том же уровне знаний можно лучше или хуже уметь устно излагать материал, решать задачи в стрессовой ситуации. Это объективные, физиологические способности (строение нервной системы, стрессоустойчивость, уровень речевого развития и другие свойства психики). А ведь есть еще умение понимать, улавливать личные предпочтения преподавателя, экзаменатора! Это уже про социальный интеллект.
Да, неравенство ОЦЕНКИ и ЗНАНИЯ сейчас худо-бедно выровнять можно: появились различные формы обучения, можно выбирать школу, учтеля, есть возможность индивидуального плана обучения.
А уж если спохватиться вовремя и позаниматься с неврологом, нейропсихологом или детским психологом, то можно сгладить все сложности ребенка: и гиперактивность снизить, и «копушу» подтянуть, и стеснительного научить выступать с докладами, и невнимательного, несобранного скорректировать. Только делать это нужно до того как эти функции мозга (внимание, социализация, самоконтроль, память и др.) окончательно сформировались. Лет до 9, то есть в той же начальной школе.
И тут как раз на первое место вылезает МЫШЛЕНИЕ, то самое, которое «не равно ЗНАНИЮ».
Что относят к МЫШЛЕНИЮ как деятельности головного мозга (краткий вариант):
- Восприятие. Как работают органы чувств. Для школы это в первую очередь слух и зрение. Так уж устроено обучение: слушай учителя, смотри на доску, читай учебник. Кто-то лучше воспринимает на слух, кто-то глазами, а кто-то кинестетически: запишу, нарисую, сложу из кубиков.
- Внимание, в том числе произвольное внимание – это когда не интересно, но могу быть внимательным. Внимание бывает слуховое, зрительное и кинестетическое.
- Память, в том числе произвольная – выучить заданное правило, стих. Тоже бывает слуховое, зрительное и кинестетическое.
- Моторика. Практически все родители знают, что надо развивать мелкую моторику. И письмо легче осваивается, и почерк лучше, и с памятью связано. Но ведь есть и крупная моторика! И координация движений, причем в разных комбинациях: вижу – делаю, слышу – делаю, вижу – говорю, вижу – повторяю и т.п.
- Пространственное представление, пространственное мышление. Это начинается, когда ребенок ползает, лазает, прыгает. Расставляет картинки по порядку, играет в кубики и собирает пазлы. А заканчивается оформлением в тетради (3 клетки отсюда, 5 оттуда), решением задач по стереометрии, ориентированием на местности, решением конструкторских и инженерных задач.
- Речь (и устная, и письменная) тоже функция мозга. Внятная речь, контроль собственной речи (с друзьями приятелями и ругнуться можно, а дома и в школе – ни-ни), умение связно и последовательно пересказывать увиденное-услышанное, излагать свои мысли. Речевое мышление. И это не просто!
- Такое любимое логическое мышление: сравнение, понимание отрицаний, обобщений, анализ, синтез, причины и следствия, умозаключения по заданной информации и оценка ее достоверности. Это уже годам к 12!
- И конечно, саморегуляция, самодисциплина, самоконтроль. Лентяй или несобранный может быть просто органически не способен или во время не научен этому аспекту МЫШЛЕНИЯ.
- Самое, пожалуй, сложное: социализация. Умение воспринимать особенности другого человека, понимать его желания, ожидания, умение взаимодействовать с любым человеком любого возраста. Когда надо – просьбой, когда надо – давлением, когда надо – манипуляцией (ну бывает и так!), а по мере возможности – договариваясь, цивилизованно учитывая свои и чужие интересы. И это тоже функция мозга!
И вот картина: ребенок легко делает все задания, обгоняя свой возраст, когда ему интересно, но совершенно не способен что-то сделать «по принуждению». Родителям кажется: плохо учат, не могут заинтересовать. Но дело-то не в этом! Умение думать – это не только логика, но и многое другое, на что она опирается, с чем связана.
Или другая история: ребенок легко «схватывает» новое, интересное, но совершенно не может отработать какие-то действия, навыки до автоматизма и на контрольной делает «глупые» ошибки.
Иной раз ребенок не может правильно списать упражнение, оформить задачу не потому, что он какой-то плохой, а потому что просто не способен на данной стадии своего развития. И не надо решать задачи или тренироваться в списывании до одурения, пока ребенок окончательно не уверится, что он глуп и неуспешен. Можно просто поделать достаточно простые дыхательные или игровые упражнения, которые легко и безболезненно ему помогут.
К счастью – всё поправимо (ну или почти всё!), если взяться вовремя.
И тогда: МЫШЛЕНИЕ => ЗНАНИЕ => ОЦЕНКА =>УСПЕХ
Свежие комментарии