На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мудрость жизни

12 081 подписчик

Свежие комментарии

  • Ирина Рытова
    из за неумения и нежелания общаться, разговаривать и приходить к общему знаменателю )Притча о семейном...
  • Ирина Рытова
    Чушня банальная, высосано надеюсь из пальца. Или тупые америкосы придумали, а неумный субьект перепостил100+ фраз, как кр...

МЫШЛЕНИЕ не равно ЗНАНИЕ не равно ОЦЕНКА не равно УСПЕХ

Начнем с конца. Да, чаще всего преуспевают в жизни не отличники, а троечники, хорошисты. Те, кто постоянно борется с трудностями, ищет подходы и стратегии выигрыша, компенсирует свой неуспех в одном успехами в чем-то другом. Те, кто, в силу обстоятельств, учатся гибкости. Они и в различных жизненных обстоятельствах добиваются УСПЕХА.

С серединой – тоже всё вроде понятно: ОЦЕНКА – это умение предъявить требуемые ЗНАНИЯ в требуемой форме в требуемое время и в требуемом месте. При одном и том же уровне знаний можно лучше или хуже уметь устно излагать материал, решать задачи в стрессовой ситуации. Это объективные, физиологические способности (строение нервной системы, стрессоустойчивость, уровень речевого развития и другие свойства психики). А ведь есть еще умение понимать, улавливать личные предпочтения преподавателя, экзаменатора! Это уже про социальный интеллект.

Да, неравенство ОЦЕНКИ и ЗНАНИЯ сейчас худо-бедно выровнять можно: появились различные формы обучения, можно выбирать школу, учтеля, есть возможность индивидуального плана обучения.

А уж если спохватиться вовремя и позаниматься с неврологом, нейропсихологом или детским психологом, то можно сгладить все сложности ребенка: и гиперактивность снизить, и «копушу» подтянуть, и стеснительного научить выступать с докладами, и невнимательного, несобранного скорректировать. Только делать это нужно до того как эти функции мозга (внимание, социализация, самоконтроль, память и др.) окончательно сформировались. Лет до 9, то есть в той же начальной школе.

И тут как раз на первое место вылезает МЫШЛЕНИЕ, то самое, которое «не равно ЗНАНИЮ».

Что относят к МЫШЛЕНИЮ как деятельности головного мозга (краткий вариант):

  1. Восприятие. Как работают органы чувств. Для школы это в первую очередь слух и зрение. Так уж устроено обучение: слушай учителя, смотри на доску, читай учебник. Кто-то лучше воспринимает на слух, кто-то глазами, а кто-то кинестетически: запишу, нарисую, сложу из кубиков.
  2. Внимание, в том числе произвольное внимание – это когда не интересно, но могу быть внимательным. Внимание бывает слуховое, зрительное и кинестетическое.
  3. Память, в том числе произвольная – выучить заданное правило, стих. Тоже бывает слуховое, зрительное и кинестетическое.
  4. Моторика. Практически все родители знают, что надо развивать мелкую моторику. И письмо легче осваивается, и почерк лучше, и с памятью связано. Но ведь есть и крупная моторика! И координация движений, причем в разных комбинациях: вижу – делаю, слышу – делаю, вижу – говорю, вижу – повторяю и т.п.
  5. Пространственное представление, пространственное мышление. Это начинается, когда ребенок ползает, лазает, прыгает. Расставляет картинки по порядку, играет в кубики и собирает пазлы. А заканчивается оформлением в тетради (3 клетки отсюда, 5 оттуда), решением задач по стереометрии, ориентированием на местности, решением конструкторских и инженерных задач.
  6. Речь (и устная, и письменная) тоже функция мозга. Внятная речь, контроль собственной речи (с друзьями приятелями и ругнуться можно, а дома и в школе – ни-ни), умение связно и последовательно пересказывать увиденное-услышанное, излагать свои мысли.  Речевое мышление. И это не просто!
  7. Такое любимое логическое мышление: сравнение, понимание отрицаний, обобщений, анализ, синтез, причины и следствия, умозаключения по заданной информации и оценка ее достоверности. Это уже годам к 12!
  8. И конечно, саморегуляция, самодисциплина, самоконтроль. Лентяй или несобранный может быть просто органически не способен или во время не научен этому аспекту МЫШЛЕНИЯ.
  9. Самое, пожалуй, сложное: социализация. Умение воспринимать особенности другого человека, понимать его желания, ожидания, умение взаимодействовать с любым человеком любого возраста. Когда надо – просьбой, когда надо – давлением, когда надо – манипуляцией (ну бывает и так!), а по мере возможности – договариваясь, цивилизованно учитывая свои и чужие интересы. И это тоже функция мозга!

 

            И вот картина: ребенок легко делает все задания, обгоняя свой возраст, когда ему интересно, но совершенно не способен что-то сделать «по принуждению». Родителям кажется: плохо учат, не могут заинтересовать. Но дело-то не в этом! Умение думать – это не только логика, но и многое другое, на что она опирается, с чем связана.

            Или другая история:  ребенок легко «схватывает» новое, интересное, но совершенно не может отработать какие-то действия, навыки до автоматизма и на контрольной делает «глупые» ошибки.

            Иной раз ребенок не может правильно списать упражнение, оформить задачу не потому, что он какой-то плохой, а потому что просто не способен на данной стадии своего развития. И не надо решать задачи или тренироваться в списывании до одурения, пока ребенок окончательно не уверится, что он глуп и неуспешен. Можно просто поделать достаточно простые дыхательные или игровые упражнения, которые легко и безболезненно ему помогут.

            К счастью – всё поправимо (ну или почти всё!), если взяться вовремя.

            И тогда: МЫШЛЕНИЕ => ЗНАНИЕ => ОЦЕНКА =>УСПЕХ

 

Источник (полная версия)

Картина дня

наверх