Абсолютное большинство россиян полагают, что воспитание детей - дело, которым должны заниматься оба родителя (72%). Еще 12% считают, что в этот процесс также должны включаться бабушки и дедушки, 9% опрошенных отводят ключевую роль в воспитании семье и школе. Реже всего россияне склонны считать, что воспитанием следует заниматься преимущественно матери (4%), отцу (2%) или же семье совместно с профессиональными нянями (1%).
Респонденты, уже являющиеся родителями, более склонны считать, что детей должны воспитывать мать и отец (73% против 69% среди тех, у кого нет детей), а также родители вместе с бабушками и дедушками (13% против 9%). Те, кто не имеют детей, чаще отводят роль воспитателя семье и школе (12% против 8% среди тех, у кого есть дети).Главным в воспитании детей россияне считают хорошее образование (53%). На втором месте - приобщение к здоровому образу жизни (39%), на третьем - воспитание честности и доброты (34%). 24% россиян считают главным воспитание мужества и стойкости, 20% - прививание самодисциплины, трудолюбия. Наименее значимым считается формирование гражданской позиции и убеждений (4%), а также приобщение к демократическим ценностям (3%).
За прошедшие годы мнение россиян о приоритетах в воспитании детей несколько изменились. Снизилась актуальность приобщения к здоровому образу жизни (38-39% в 2008-2009 годы против 52% в 2006 году), воспитания мужества и стойкости (24% против 28% в 2008 году), самодисциплины и организованности (20% против 24%). Напротив, выросло внимание к честности и доброте (с 28% до 34%), а также к хорошему образованию (с 47% до 53%).
Для россиян, являющихся родителями, в воспитании детей более важным является хорошее образование (54% против 47% среди тех, у кого нет детей), приобщение к здоровому образу жизни (41% против 34%).
Те, у кого нет детей, чаще придают значение развитию умственных способностей (18% против 11% среди тех, у кого нет детей) и умению приспосабливаться к обстоятельствам (12% против 8%).Мужчины и женщины имеют различные приоритеты в воспитании подрастающего поколения. Так, для женщин более значимо хорошее образование (57% против 47% среди мужчин), воспитание честности и доброты (37% против 30%). Мужчины более склонны отдавать приоритет воспитанию мужества и стойкости (29% против 20% среди женщин). Высокообразованные россияне в воспитании детей в основном придают значение хорошему образованию (58%) и здоровому образу жизни (43%). Приоритетом для малообразованных респондентов является воспитание мужества и доброты (42%).
Самой животрепещущей проблемой детей в современном обществе наши сограждане считают алкоголизм и наркоманию (45%). На втором месте по значимости - детская и подростковая преступность (38%). Далее следуют беспризорность (21%), низкий уровень жизни в семьях, имеющих детей (20%), проблемы детского досуга (18%). 11% полагают, что в фокусе общественного внимания должно оказаться насилие в отношении детей, 10% наиболее острой проблемой считают проблемы воспитания детей в дошкольных и школьных учреждениях. Наименьшее значение наши сограждане придают таким проблемам, как усыновление детей российскими и иностранными гражданами (5% и 3% соответственно), эгоистичность современного общества, нежелание иметь детей и плохие жизненные условия детей сирот в специализированных детских учреждениях (по 5%).
За прошедшие несколько лет некоторые проблемы детей в современном обществе стали казаться россиянам более острыми. Это касается проблемы детского досуга (18% против 13% в 2005 году), детской и подростковой преступности (38% против 35%), насилия в отношении детей (11% против 6%), воспитания детей в дошкольных и школьных учреждениях (10% против 6%). Зато менее остро, чем прежде, стоит проблема низкого уровня жизни в семьях, имеющих детей (20% против 29% в 2005 году).
Россияне, имеющие несовершеннолетних детей, придают большее значение таким проблемам, как алкоголизм и наркомания среди детей и подростков (46% против 42% среди тех, у кого нет детей), преступность среди подрастающего поколения (40% против 34%). Респонденты, не являющиеся родителями, чаще указывают на проблему беспризорников (26% против 19% среди тех, у кого есть дети) и насилия в отношении детей (14% против 10%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 23-24 мая 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Как Вы считаете, кто, прежде всего, должен воспитывать детей?(закрытый вопрос, один ответ) | ||
| 2008 | 2009 |
Оба родителя | 72 | 72 |
Родители и бабушки с дедушками | 13 | 12 |
Прежде всего, мать | 6 | 4 |
Прежде всего, отец | 3 | 2 |
Семья и школа | 5 | 9 |
Семья и профессиональные няни, воспитатели | 0 | 1 |
затрудняюсь ответить | 2 | 1 |
Что Вы лично считаете главным в воспитании детей? (закрытый вопрос, один ответ) | |||
| 2006 | 2008 | 2009 |
Дать хорошее образование | 53 | 47 | 53 |
Приобщение к здоровому образу жизни | 52 | 38 | 39 |
Патриотизм, любовь к Родине | 30 | 18 | 17 |
Воспитание честности и доброты | 28 | 33 | 34 |
Воспитание мужества, стойкости умения постоять за себя | 25 | 28 | 24 |
Обучение профессии, которая всегда дает кусок хлеба | 20 | 22 | 21 |
Прививать самодисциплину, трудолюбие, организованность | 16 | 24 | 20 |
Развитие умственных способностей | 12 | 14 | 13 |
Сформировать деловые способности, «деловую хватку» | 7 | 11 | 9 |
Научить приспосабливаться к обстоятельствам | 6 | 9 | 9 |
Приобщение к демократическим ценностям | 6 | 3 | 3 |
Воспитание терпимости | 6 | 8 | 7 |
Воспитать искреннюю веру в бога | 6 | 6 | 8 |
Формирование гражданской позиции, убеждений | 4 | 3 | 4 |
затрудняюсь ответить | 1 | 4 | 2 |
Какие проблемы детей в современном обществе, по Вашему мнению, должны сегодня находиться в фокусе общественного внимания? (закрытый вопрос, не более двух ответов) | ||
| 2005 | 2009 |
Алкоголизм, наркомания среди детей и подростков | 45 | 45 |
Детская и подростковая преступность | 35 | 38 |
Беспризорники и безнадзорные дети | 21 | 21 |
Низкий уровень жизни российских семей, имеющих детей | 29 | 20 |
Проблемы проведения досуга детьми | 13 | 18 |
Проблемы воспитания детей в дошкольных и школьных учреждениях | 6 | 10 |
Насилие в отношении детей в российских семьях | 6 | 11 |
Плохие жизненные условия детей-сирот в специализированных детских учреждениях | 8 | 5 |
Усыновление ребенка российскими гражданами | 5 | 5 |
Эгоистичность нынешнего общества, нежелание иметь и воспитывать детей | 5 | 5 |
Усыновление российских детей иностранными гражданами | 4 | 3 |
Что-то другое | 0 | 1 |
затрудняюсь ответить | 2 | 3 |
Свежие комментарии