Одним из новшеств, которое пропихивает Министерство образования, является внедрение e-learning. Не просто пропихивает, а активно. Наличие такой системы обучения, вероятно, станет одним из критериев оценки ВУЗов при очередном мониторинге.
И вроде все на первый взгляд логично и не плохо. Эта система развивается по всему миру, Россия в этом вопросе отстала уже лет так на десять, я думаю.
ВУЗам – тоже плюс: возможность привлечь дополнительных платных студентов. Немного полистав интернет, также не нашел особой критики, только реклама и хвалебные статьи. Никакой особой критики нет даже на http://netreforme.org , хотя сайт и посвящен критике реформы образования.Так может всё замечательно, я зря волнуюсь, и минобр впервые проталкивает толковую идею?
Ну что ж начнем с плюсов.
Конечно, e-learning очень удобен для многих студентов: нет необходимости являться в нужное время в нужное место (что особенно актуально для иногородних). Доступ к необходимой информации можно получить в любое время в любом месте, лишь была возможность выхода в интернет.
Экономия для студентов (времени и денег). Не знаю реальных цифр, но по логике такое образование должно стоить меньше, чем образование по классической схеме (меньшее число преподавателей, отсутствие помещений для учебного процесса).
Экономия для ВУЗа. При развитой системе e-learning один преподаватель может работать с большим количеством студентов.
Можно поискать и найти ещё много плюсов (гибкость, сосредоточенность информации, интерактивные возможности др.), но, на мой взгляд, все они являются элементами или следствиями преимуществ изложенных выше.
К плюсам я ещё вернусь позже, а пока поговорим о минусах.
Основным минусом, по мнению большинства, является отсутствие личного контакта. Это следует и из той критики, которую мне всё же удалось отыскать в интернете, и из личного общения с людьми, которые обучают или обучаются по данной системе, ну и частично из личного опыта. Общение, конечно, не сводится к нулю. Есть возможность общаться: через переписку, через чат. Я даже допускаю, что такой формат общения некоторым более удобен. Удобен, но неэффективен. Даже при чтении лекции онлайн и при небольшом количестве студентов, даже имея возможность общаться в чате, я как лектор имею очень слабое представление о том, что творится по ту сторону экрана. Быть может, на меня смотрят десятки глаз, а может, я говорю в пустоту. Энергетику живой аудитории не сравнить с бездушным монитором. Даже если энергетика отрицательная (что тоже бывает) лично для меня это лучше, чем никакой. По крайне мере, так я понимаю, что делаю что-то не так, как надо. Среднестатистический студент, если ему что-то непонятно, скорее промолчит, чем задаст вопрос. Но при личном контакте есть достаточно неплохой шанс, что я сам уловлю его вопрос.
Далее. Сложность создания курса. В случае обучения в ВУЗе для работы мне достаточно мела и доски (ну, не идеальный вариант, но справлюсь). Для работы через интернет я должен полностью составить курс лекций (хотя бы, в виде презентаций power point), разработать систему контроля и много чего ещё. Кроме того читать лекции значительно сложнее, когда осознаешь, что все твои слова записываются, и в любой момент любой твой коллега может при желании просмотреть. Поясню, чтобы не подумали, что так-то я обычно матерные анекдоты на лекциях рассказываю и матерюсь. Если существует две точки зрения на какой-то вопрос, то какую бы ты не высказал, найдется авторитетный человек, который всем расскажет, что ты – идиот и учишь студентов неправильно. Работа в режиме, когда нужно контролировать каждое свое слово значительно сложнее, той импровизации (от части), которой я обычно занимаюсь. Опять же приходится работать в рамках заранее созданной презентации, что снижает шанс поимпровизировать.
Конечно, в ответ на два предыдущих абзаца с моим гундением можно ответить, что жизнь не стоит на месте, информационные технологии развиваются. Вместе с ними должны развиваться остальные сферы деятельности. И то, что я такой мракобес – это мои личные проблемы. И это, от части, правда. Тем более, что это основные проблемы не в этом.
Процесс обучения последние годы стремительно опускается до некой простой формальности. Все чаще можно услышать от студентов: «Мне не нужны знания, я то, что мне надо и так знаю, мне диплом нужен, чтобы работать»; «Я контрольную принес, на занятиях был, ставьте оценку» и т.д. И при нынешней демографической яме, когда не хватает многим ВУЗам студентов, с ними приходится соглашаться. Но, хотя бы, есть наличие студента с купленной контрольной, который, хотя бы, половину того, что говорил лектор, слушал, хотя бы, в пол уха.
Теперь делается окончательный шаг для этой формализации. Процесс обучения студента в e-learning выглядит примерно так: скачиваем задание на сайте ВУЗа; отправляем в контору, которая это задание выполнит; получаем решенное задание; не открывая, отправляем на проверку; получаем допуск для сдачи экзамена; отправляем в контору свои данные, для того чтобы был пройден экзаменационный тест; получаем оценку. УРА!!!
Итак, кому же всё это выгодно, а кому нет?
Министерство.
Одни плюсы:
- «мы молодцы, развиваем новые технологии, а то нас все ругают»;
- новый рычаг для давления на ВУЗы;
- возможность сокращения преподавательского состава;
- возможность сокращения площадей занимаемых ВУЗами (у ВАК недвижимость отжали, что уж тут нам светит…).
Руководство ВУЗов.
Правительство дает установку на то, что надо сократить половину преподавателей, а оставшихся нагрузить работой, но поднять зарплату. Для этого руководителям ВУЗов дается такой вот инструмент. Тут кому плюс, кому минус – в меру испорченности.
Преподаватели ВУЗов.
Минусы, два варианта:
- сокращение, так как не умеешь делать e-learning;
- остаешься работать, но придется делать много дополнительной и, фактически, неоплачиваемой работы по созданию электронных курсов.
Конторы и люди, решающие контрольные работы и т.д.:
-количество заказов повысится (может мне поплотнее занять эту нишу?).
Студенты.
Здесь вопрос сложнее. У нас все пытаются перевести образование в сферу услуг. Но есть нюанс. Как правило, при оказании услуги клиент заинтересован в результате, но, надо добавить, в качественном результате. В случае с образовательными услугами, получается парадокс, который заключается в том, что на качестве больше настаивает исполнитель, нежели заказчик. Заказчику только диплом нужен, а исполнителю нужно какие-то требования предъявлять.
И ещё один момент связан с тем, какая мотивация имеется у студента.
Вообще, можно выделить три типа мотивации.
Первый. Студенту реально интересен предмет. Это, конечно единицы. Но иногда ради этих единиц и хочется работать. Вот эти люди точно потеряют при обучении в e-learning. Как и обещал, вернусь к обозначенным мной плюсам. Если человеку интересно, то он сам найдет информацию, без моих ссылок, на то, где я что-то умное говорю. Найдет, там, где будет ему понятнее изложено. Может даже удивит меня на экзамене информацией, которой я не знаю.
Второй. Студент осознает, что ему для дальнейшей карьеры понадобится информация, изложенная в рамках дисциплины. Тоже потеряет, так при обучении скатится в третью группу.
Третий. Студент понимает, что если не сдаст экзамен, то получит ремня, он пойдет в армию, ему не купят новый планшетник, не пустят потусоваться в клубе с друзьями и т.д. Ну, вот эти-то выиграют. Для них все возможности, описанные выше. Но плюс этот справедлив, только при условии, что образование человеку надо только для получения корочки, с которой его гарантировано где-то возьму на работу. А если нет? Куда он пойдет? Плюс ли это?
P.S. Я когда диссертацию защищал, один мой друг (ощутимо старше меня) два месяца причитал перед этим: «вот ты распечатаешь, а потом пойдем ко мне и на ксероксе сделаем ещё несколько копий!». Ну, не мог я никак его убедить, что сейчас, в отличие от тех времен, когда он защищался, проще поставить в нужном окошке, что я хочу столько-то копий, и всё само распечатается в нужном количестве и нужном качестве.
Я это к чему? Читая это может ко мне тоже как-то так отнесется.
Есть много плюсов в e-learning. Я признаю. Но полностью резко переходить на эту систему нельзя! Совместить плюсы двух систем было бы здорово для всех. Жаль не дадут…
Свежие комментарии