На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мудрость жизни

12 082 подписчика

Свежие комментарии

  • Ирина Рытова
    из за неумения и нежелания общаться, разговаривать и приходить к общему знаменателю )Притча о семейном...
  • Ирина Рытова
    Чушня банальная, высосано надеюсь из пальца. Или тупые америкосы придумали, а неумный субьект перепостил100+ фраз, как кр...

«Будешь играть на скрипке, - я сказала!»

Знакомая картинка: интеллигентного вида мама/бабушка тащит за руку упирающегося малыша, который обреченно волочит чуть не по земле футляр со скрипкой. Жалко маленького? А вот мама/бабушка считают, что учить ребенка музыке можно и через силу. Тем более что многие известные музыканты признавались уже во взрослом возрасте, что осваивали в детстве инструмент «из-под палки», за что и... благодарны родителям.

Еще совсем недавно иметь среднее музыкальное образование считалось обязательным атрибутом интеллигентного человека. Огромный процент советских детей учились в двух школах одновременно – общеобразовательной и музыкальной. А отсюда - в два раза больше уроков, в два раза больше нареканий от родителей, в два раза больше несостоявшихся прогулок с товарищами. Редкому ребенку придется по душе набор таких «радостей». Но ведь и родители стоят перед дилеммой: музыкальная школа – первый, единственно верный шаг к взращиванию в ребенке гения или же воровство у него здорового детства?

Возраст, когда впервые ребенку задается вопрос: кем ты хочешь стать, когда вырастешь? - примерно совпадает с возрастом, когда дети идут в первый класс музыкальной школы: это 4 - 7 лет. Как правило, такое обращение носит задорный характер призыва к диалогу подрастающего человека. Но почему-то вполне значительная часть родителей, игнорируя ответ ребенка («продавцом мороженого» или «водителем трамвая»), самостоятельно констатирует: «Музыкалка!»

Как объяснить убежденность родителей в том, что музыкальная школа необходима? С одной стороны, так поступают взрослые с нереализованными личными амбициями. Если в их детстве и молодости вдруг случилось так, что какая-то их мечта затерялась, это верный признак того, что она обязательно найдется в карманах комбинезончика их собственных детей, надо только подождать. И вот когда приходит время, на торте задувается 4 - 7 свечек, а малыш, нехотя выпустив из рук машинку или куклу, сжимает в кулачке ручку футляра для скрипки. И отправляется в музыкальную школу под слезы умиленных родителей.

Вот как комментирует эту проблему композитор из Санкт-Петербурга Михаил Журавлев: «Настаивать на обучении? Я вообще противник слова «обязаловка». Но незаслуженно забытый ныне философ Карл Маркс, которого усиленно изучают во всех странах мира, учил, что «свобода есть осознанная необходимость». Следует помогать детям самостоятельно осознавать необходимость для них многих вещей. Музыка является одной из важных необходимостей, но её следует осознать, чтобы быть свободным. Для этого с первых дней жизни ребёнка должна окружать живая музыка в быту - от материнского голоса, поющего колыбельные, до бабушкиных баек, от детских дисков с музыкальными сказками до музыкальных игрушек. Тогда он сам будет тянуться к музыке, поскольку в основе его осознанной необходимости будет лежать любовь».

Кулиш Галина Георгиевна, преподаватель Санкт-Петербургской консерватории, отмечает: «В наше время уже все понимают, что занятия музыкой должны приносить радость прежде всего ребенку. Конечно, бывает трудно, иногда мучительно трудно, причем всем: и детям, и родителям, и педагогу, но в том-то и задача взрослых - сделать эти мучения радостными».

Детский и подростковый психолог Центра прогрессивных технологий Fidem Владислава Олеговна Шалапанова поделилась своим компетентным мнением: «Каждый родитель сам решает, что лучше для его ребенка, какие занятия будут максимально полезны его чаду. Конечно, при этом важно учитывать интерес самого ребенка, его способности к музицированию, желание овладеть каким-либо инструментом. Все мы разные, и способности у нас тоже разные, поэтому для одного занятия музыкой будут чрезвычайно полезны, для другого - нет. Если ребенок активно сопротивляется обучению, категорически отказывается посещать уроки в музыкальной школе, то вряд ли в дальнейшем он будет использовать полученные знания. Большая часть таких детей после окончания музыкалки никогда не берут в руки инструмент и со временем теряют полученные навыки. Стоит ли тратить годы на то, что потом не будет использоваться в жизни, решать вам».

И родители, решая сами, часто упорно настаивают на обучению музыке, и часто - вопреки желанию ребенка. Причин тому множество: и престиж подобных знаний и навыков, и, как мы уже сказали, нереализованные желания самих взрослых, и недоверие к возможности ребенка сделать правильный выбор самостоятельно.

Правда, не исключен и такой сценарий. Родители – потомственные музыканты, чего уж там - композиторы в каком-нибудь седьмом колене. И они никак не могут позволить себе, чтобы цепочка гениев, которыми гордится целая династия и восхищается весь город, оборвалась на их детях. Поэтому отменяются казаки-разбойники с приятелями, компьютер включается раз в неделю на час. Зато с фортепиано торжественно снимается льняная салфетка и аккуратно задвигается в сторону бюстик Пушкина. В таком случае вероятность того, что ребенок действительно увлечется и начнет делать музыкальные успехи, демонстрировать талант, значительно выше, чем в предыдущих. Потому что, скорее всего, обязательно дадут о себе знать гены. Плюс к этому поистине (а не демонстративно) влюбленные в музыку ближайшие родственники наверняка сумеют деликатно и осторожно передать эту любовь младшему поколению.

В ином варианте инициатива идет «снизу», от самых маленьких, когда ребенок сам начинает проявлять интерес и любовь к музыке, пению, красивым звукам и т.д. Здесь очень важно не спугнуть, не отбить интерес в самом начале. Поэтому рекомендуем родителям аккуратно выбирать музыкальную школу, поближе узнать педагога, почаще занимать внимание ребенка музыкой. Галина Георгиевна Кулиш считает: «Музыка обязательно должна быть в жизни любого ребенка, занятия музыкой не только развивают музыкальные способности, они многогранно помогаю познавать окружающей мир и проявлять индивидуальность каждого ребенка. Если коротко, то музыкальная школа в первую очередь - это система: овладение навыков игры на музыкальных инструментах, развитие слуха, коллективное творчество, что особенно ценно, так как в ансамбле или хоре дети учатся "чувствовать" партнера, учатся ответственности и, конечно же, обретают способность любить, слушать и понимать музыку».

И, наконец, в некоторых случаях родители видят в музыкальном образовании дополнительный источник нравственного воспитания ребенка. Ведь музыка – это культура, с малолетства обращаясь и знакомясь с которой, ребенок растет и формируется духовно богатым, разносторонним и благородным человеком.

Композитор Михаил Журавлев продолжает: «В идеале музыкальная школа даёт мировоззренческую целостность, поскольку предлагает чувственно-слуховым способом постичь математически строгий мир музыки. Основные навыки и знания в области музыки позволяют сформировать диалектическое мышление, помогают ориентироваться в истории, литературе, развивают математические и логические способности...»

Опытный педагог по академическому вокалу в музыкальной студии Play Music Геннадий Михайлович Мангасаров так видит эту проблему: «Я абсолютно солидарен с академиком Дмитрием Борисовичем Кабалевским, который пошел преподавать в обычную школу. Он считал, что все дети с детства должны быть охвачены музыкальной культурой. Не обязательно, чтобы человек умел играть на пианино, на скрипке, но он в любом случае должен получать основы музыкальной грамоты. Между вопросами, зачем человека отдавать на скрипку или на гитару, если он не станет скрипачом или гитаристом, и зачем человека учить грамоте, если не все становятся писателями и поэтами, Дмитрий Кабалевский проводит прямую параллель. И это очень правильно. Любой человек должен получать основы музыкальной культуры. Даже регулярное посещение филармонии – уже есть обучение музыке. И в рамках общеобразовательной школы обязательно нужно преподавать музыку. Какой бы ни была основная профессия человека, будь то архитектор, программист или инженер, как я, занимаясь, впитывая музыку, он становится богаче внутренне».

Если компромисс между родителями и детьми найден, ребенок увлекся музыкой по-настоящему, то самое время определиться: какой именно музыкальный инструмент ребенок будет осваивать. Как не ошибиться и на что следует обращать внимание при таком выборе, советует Галина Георгиевна Кулиш: «Пожалуй, самый сложный вопрос. Некоторые факторы приходится учитывать: это и физиологические особенности, и возрастные параметры и - самое важное - комплекс музыкальных способностей, то, как он выражен в ребенке».

...Экспертами зафиксировано, что сегодня популярность музыкальных школ несколько отходит на второй план - не только у детей, но и у родителей. Хотя по-прежнему существует множество музыкальных школ, частных репетиторов, углы пестрят музыкальными магазинами, где вполне приемлемо можно приобрести ребенку любой инструмент. Другое дело, что сугубо на психологическом уровне музицирование, трата на освоение инструмента времени выглядит сегодня несколько старомодным. Это с одной стороны. А с другой, по мнению композитора Михаила Журавлева, количественно, возможно, сейчас даже больше учащихся музыке детей, чем сорок лет назад. Но качество обучения упало многократно.

И вновь, как и много лет назад, возникает вопрос: настаивать ли на обучении ребенка в современной музыкальной школе? Или же позволить ему самому выбирать и отказываться от того, что он в силу возраста еще не до конца понял? Не противоречит ли музыка сегодняшней реальности - с ее новыми технологиями и компьютерами?

А как вы считаете, музыкальная школа – неоспоримый трамплин в будущее или же воровство у ребенка полноценного детства?

Ирина Клочихина

Картина дня

наверх