Кого не беспокоит то, что ваш ребенок может попасть в дурную компанию? Или под влияние невоспитанного приятеля. И тогда один Бог знает, что может приключиться с нашим - таким хорошим - ребенком! Как же избежать дурного влияния - приятелей, компании, "улицы"? Считается, что нужно, чтобы ребенок имел меньше контактов с источниками дурного.
А больше - хорошего. Так ли это? Можно ли обеспечить этот самый "хороший контакт"? И если можно - как? Урок #1 УЛИЦА НЕ ВИНОВАТА Есть расхожее выражение - "влияние улицы". В том смысле, что ничего хорошего эта самая "улица" ребенку не несет. Но в его жизни есть период, когда уличное влияние становится - среди всех прочих - едва ли не самым главным и серьезным. Это - подростковый возраст, время, когда общество сверстников имеет определяющее влияние на умонастроение юного человека. А складывается это общество, как правило, именно на "улице".
Что такое - дворовая компания? Случайное совпадение. Просто-напросто подростки живут по соседству, и ничего больше. Взрослые могут объединяться по профессиональной близости. Многие взрослые (а также некоторые юные, о которых речь пойдет ниже) объединяются по интересам: скажем, "собачники" особо, автолюбители особо, любители шахмат - особо. А подростки объединяются по возрастным особенностям. Каковы же они? Главные - это тяга к внешней независимости, желание выделиться из толпы. При том, что оба устремления обязательно помножены на моду. То есть подросток противоречив: "я не такой, как все", но в то же время - "я хочу быть похож на:".
Поэтому на первый взгляд и ребята в компании, будто близнецы-братья, и девицы - на один манер. Тем не менее, в дворовом объединении, как во всяком обществе, существует расслоение, и непременно - лидер. К нашему общему сожалению, как правило, первенствует тот, кто физически крепче и агрессивнее. Здесь-то и кроется опасность "дурного влияния". Потому что сила в сочетании с агрессивностью создает у подростка иллюзию той самой независимости, к которой он так стремится и которая часто выливается в бесцеремонность и хамство. А лидер - обязательно образец для остальных, он как раз тот, кто задает "моду". Собственно, именно в подражании манерам и действиям лидера заключается "дурное влияние улицы". При этом происходит, я бы назвал, эдакое "перекрестное заражение", когда подростки, стараясь как можно более походить на лидера, как бы провоцируют друг друга на неподобающие действия. Ниже мы будем говорить о том, какими способами можно уменьшить риск того, что ваш ребенок окажется в таком сообществе. Пока же надо заметить, что положение в дворовых компаниях на самом деле не такое простое. Да, недоросли, копируя хамские манеры вожака, могут выглядеть грубыми и беспардонными. Но вот недавно я наблюдал такую картину, как один из пареньков в группе, что шла впереди меня, пнул подвернувшуюся под ноги кошку. - Ты что делаешь, гад?! - неожиданно закричала одна из девиц. - Эта кошка у моего дома живет, я ее кормлю! Парнишка нервно передернул плечами, хихикнул, но было видно, что ему не по себе. А девица сверкала глазами и, казалось, сама, как кошка, была готова вцепиться ему в волосы. Нет, не так просты дворовые компании. Урок #2 "ГРЯЗНЫЕ" СЛОВА Уже с первых дней в детском саду мы стараемся, чтобы наш ребенок дружил с "хорошими" соседями и сторонился "плохих". Как правило, наши старания идут прахом - ни уговоры, ни запреты не действуют. И уж тем более, дети совсем перестают учитывать мнение родителей, когда переходят в школу.
Желательные и нежелательные контакты ребенка - это наша, родительская, оценка его окружения. У детей же - свои точки отсчета, очевидно и естественно, они не могут совпадать с родительскими. То, что нас часто приводит в негодование, для нашего малыша является притягательным. И здесь надо прежде всего оценить, чего мы, родители, хотим, и от чего стремимся оберечься. Например, неаккуратный приятель - неряха. Это нас сильно волнует? Не очень. А болезненность, "сопливость"? Еще как! Драчливость? Очень. А скудность речи, интересов? Да так, знаете ли: Хотя, разумеется, в идеале мы хотели бы, чтобы все окружающие дети были из "приличных" семей, "воспитанные" и "культурные". Зачем? Чтобы наш ребенок не имел "плохих примеров". А он и не задумывается, что кто-то ему может стать "плохим примером", а кто-то послужить "хорошим". Мама спрашивает пятилетнюю дочку: - Кто тебе в группе больше всех нравится, с кем ты дружишь? Та - без раздумий: - Мне нравится Саша. Саша - вихрастый, худосочный мальчуган с синюшным личиком и громадными голубыми глазами. Мать после развода куда-то укатила, и мальчик остался на попечении деда - дремучей внешности алкоголика. Дед частенько приходит за внуком сильно нетрезвым, так что воспитатели опасаются, дойдут ли они до дому. "Нечего, - мутно глядит дед, - дойдем, все в порядке, не впервой". Случается, Саша приходит в садик с синяком, видно, попал деду под горячую руку. И все же мальчик не выглядит угнетенным и задерганным. - Он очень добрый и веселый, - объясняет маме дочь, - вчера свой рисунок подарил. И вообще - всякие игры придумывает. Вот, и поди ж ты: а ведь Саша с трудом складывает цифры и не может пересказать коротенькую сказку. - Но почему не Лариса? - удивляется мама. - Такая хорошая девочка, как и ты. В музыкальную школу ходит, на танцы. Мама с папой у нее такие милые. - С ней скучно, - возражает девочка, - я и это ей предлагаю, и - давай так играть. А она все - нет и нет, не хочу так. Эта Лариса какая-то безвыходная. Вот и все, и можно сколько угодно доказывать превосходство чистенькой, ухоженной Ларисы над затейником Сашей. Но почему мама недовольна выбором дочери? Чем ее не устраивает Саша? Дело в том, что он знает "нехорошие слова", и мама приходит в ужас и полнейшую растерянность, когда дочь "приносит" их домой. Вот оно - дурное влияние! Но не станем торопиться с выводами. Давайте разберемся. На мой взгляд, нет здесь никакого влияния. Просто-напросто один ребенок часто слышит какие-то слова, взрослые произносят их в определенных ситуациях. И когда в детском сообществе возникает нечто сходное, ребенок воспроизводит слышанное. Как попугай. Потому что дети не понимают значения "плохих" слов, которые слышат, - взрослые сквернословы и сами не особенно задумываются над смыслом своих грязных выражений, и уж тем более не стремятся объяснять их детям. Вместе с тем, дети, как правило, осознают, что эти слова "нехорошие", "неприличные", "запретные" - так объясняют и воспитатели в саду, и учителя, и, разумеется, родители. И это разжигает детское любопытство. Потому что запрет - это уже что-то близкое к тайне, она манит к себе, и я уверен, что маленькие дети знают (понаслышке) гораздо больше "запретных" слов, чем сообщают родителям. Однако случается, ребенок (если родителям удалось создать доверительные с ним отношения) простодушно спрашивает: "Мама, а что значит:?" Не стоит хвататься за голову, требовать: "От кого ты это услышал?" и подозревать "испорченность". Просто один попугай услышал от другого. Сам же такой вопрос - из разряда обычных детских "как" и "почему": ребенок всего лишь хочет понять значение еще одного нового слова. Подумайте, мы ведь не пугаемся, когда малыш спрашивает: "Что такое эскалатор?" Так и здесь. Как правило, дать точный, исчерпывающий ответ бывает трудно, и самое главное здесь - не заострять внимание ребенка на грязном смысле выражения. Бывает и так, что, не получив внятного ответа от взрослых, дети пытаются найти ответ самостоятельно. Одна знакомая рассказала случай, как ее сын-первоклассник, придя из школы, пряча глаза, признался: "Мама, а я знаю, что такое "трахаться". Хочешь, скажу?" Мама призналась, что ей стало дурно, но деваться было некуда, и она, внутренне напрягшись, кивнула. Сын потянулся к ее уху и прошептал: "Это значит - целоваться в губы:" И хихикнул. Мы всемерно пытаемся оградить своих детей от дурных влияний, как правило, не отдавая себе отчета в том, что полностью изолировать их от жизненного окружения - плохого, хорошего - невозможно. Хотя есть способы уменьшить вероятность того, что ребенок попадет под дурное влияние. Но об этом - позднее. Урок #3 ПЕРВЫЙ И ПОСЛЕДНИЙ РАЗ Пограничный возраст 15 - 17 лет - уже далеко не ребенок, но пока еще и не совсем взрослый. Хотя сам себе юноша представляется взрослым совершенно. И потому порой готов пуститься "во все тяжкие". Особенно в тех случаях, когда родители далеко, а компания сверстников - вот она. И в ней все - взрослые.
Собственно, здесь я хочу рассказать всего одну историю, с которой мы и начнем обсуждение того, как ослабить негативное влияние жизненной среды на неоформившуюся еще личность. Случилась история несколько лет назад, и ее участники мне хорошо известны. - Ну, вот, мать, мы и дожили, - грустно, но и с легкой гордостью проговорил Виктор Михайлович, - первый раз Новый год вдвоем встречаем. Мишка-то совсем самостоятельный стал - видишь ты - "мы своей компанией отмечать будем"! Вера Ильинична вздохнула. - Да не волнуйся ты: Ну, что нам парня при себе всю жизнь держать? Парню уже почти шестнадцать. Да и в соседнем же доме, у Борьки. И Сережка Панкратов там, и Анюта - все свои, из одного класса. Ну, выпьют немного, праздник же. Так Мишка у нас и не пил никогда, ты ему даже сухое не позволяла. Жена покачала головой: - Свои-то свои, а другие - кто там их знает. Нет, хорошо все-таки, что мы к Семеновым не пошли - не дай Бог, что у ребят случится, а мы - дома. - Ладно, - улыбнулся Виктор Михайлович, - давай садиться, время подходит. Звонок в дверь разбудил его в начале пятого. "Кто бы это, у Мишки свой ключ?" - Виктор Михайлович потряс тяжелой головой, прошлепал в прихожую, приник к глазку - и сна как не бывало. Он торопливо распахнул дверь ("Кто там, Витя?" - послышалось из спальни) - в коридоре стояли Борька и Сергей. На них - буквально - висел Мишка. Коридор был наполнен запахом перегара и какой-то кислятины. - Д-д-ядь Вить, - пробормотал Борька, - мы это: Мишку: он совсем никакой: Вы, это: его: Виктор Михайлович сразу все понял: - Заходите! - Н-е-е, мы пойдем. Там внизу ребята ждут. Да все нормально, дядь Вить, только вот Мишка: сломался: Отец подхватил Мишу, втащил в прихожую - тот сполз спиной по стенке и застыл в неловкой позе. Появилась мать: - Господи, Витя! Что с мальчиком? Виктор Михайлович скривился: - Мальчик напился - дальше некуда: - Ох, как же так? - Ладно, мать, потом разберемся. Давай-ка раздевать его, глянь, всю рубашку изгадил, и - в постель. Но тут тело Миши изогнулось, он повернулся на бок, и из его горла вырвалась вонючая струя. - Эк его! - крякнул отец и повернулся к жене: - Иди, стели ему, а мы - в ванную. Вера Ильинична убежала. Отец было нагнулся к сыну, замер - и вдруг взял с полки нарядную коробочку. Достал из нее новенький фотоаппарат, прицелился и несколько раз щелкнул затвором. Потом подхватил сына и потащил его в ванную комнату. Там Мишу рвало еще и еще, отец отмывал его, заставлял пить. И в ванной снова несколько раз сверкнула фотовспышка. Наконец Мишу уложили, укутав одеялами, - он дрожал и все пытался свернуться клубочком. Спал он до самого вечера. Придя в себя, выпил два стакана томатного сока, чашку горячего бульона, и снова свалился в сон. На следующий день Миша признался, что сначала все было хорошо и весело, и они танцевали, и водку пить он не собирался. А ребята смеялись: "Винцо - вместе с девчонками, эх, мужик!" И он вместе со всеми выпил раз, другой. А потом уже не помнит, что было: - Алкогольное отравление, - заключил Виктор Михайлович и добавил: - А мы тут с матерью тебе новогодний подарок приготовили. И положил на стол коробку и рядом - пакет. Миша радостно вертел в руках фотоаппарат, восхищенно причмокивал, затем развернул пакет, достал пачку фотографий. - А потом, сынок, было это. Лицо Миши окаменело. С тех пор прошло много лет, сейчас Мише двадцать пять, он работает инженером-холодильщиком и скоро собирается жениться. Водку пить его не заставишь - он научился быть твердым. Урок #4 СЕЗОННАЯ ДЕПРЕССИЯ Приближается осень, дни становятся короче, ночи длиннее. У многих детей, школьников, ухудшается настроение, появляется слабость. Ребенок становится капризным, и может показаться: все дело в том, что снова в школу. Конечно, может, и так. Но не только. Осенью состояние большинства людей становится хуже, и эта закономерность получила название "сезонная депрессия".
Депрессия - состояние, которое характеризуется общей слабостью (гипотонией), снижением умственной деятельности, пессимистическими оценками себя и своего положения среди окружающих. По одной из теорий, причины сезонной депрессии заключены в том, что у человека нарушается действие "биологических часов", так что суточная минимальная температура вместо трех часов дня (когда обычно нас тянет в сон) проявляется в шесть часов утра. Поэтому такому человеку тяжело проснуться утром, его состояние может быть названо тяжелым. И на самом деле ребенку трудно просыпаться, завтракать, собираться в школу, не просто потому что "не выспался" - у него случился сбой "биологических часов". Одни более склонны к депрессии, другие - стойкие. Что способствует проявлению сезонной депрессии? 1. Жизненная позиция "всё или ничего". Скажем, есть, к примеру, то, что называется "синдром отличника" - даже клякса в черновике вызывает желание наложить на себя руки. 2. Навешивание ярлычков. Всякая ошибка тянет за собой череду определений: "я неудачник", "я никому не нужен". Так может закрепляться негативная самооценка. И любая неудача (даже тройка, когда ждал минимум четверку) воспринимается как подтверждение собственной несостоятельности. С таким ребенком трудно "бороться", и "противоядием" может стать не столько внушаемый вами оптимизм, сколько выработка настойчивости и уверенности в себе. 3. Повышенная мнительность. Такие дети сильно подвержены стороннему влиянию, легко впадают в панику по самому малейшему поводу. И часто основанием для депрессии может служить внешнее сходство ситуации с тем, что приходилось раньше видеть или слышать. Причем - в самом страшном варианте: прыщик на губе - рак, головная боль - опухоль мозга. Самое лучшее лечение сезонной (осенней, зимней) депрессии - путешествие в сторону экватора. Но не у всякого есть возможность везти ребенка в зимнее время на кавказский курорт, тем более, за границу. Поэтому специалисты предлагают несколько доступных способов профилактики. Утренний свет Ребенок должен получать как можно больше естественного света в утренние часы - между 6 и 8 часами. Это и ранний подъем, и утренние прогулки, или хотя бы завтрак возле раскрытого окна. Такие "световые зарядки" особенно нужны тем детям, которые живут недалеко от школы, - дорога у них занимает немного времени, и они по утрам получают очень мало света. Пища, содержащая триптофан Аминокислота триптофан улучшает состояние организма, повышает его активность. Наиболее ценными в этом отношении являются молоко, яичные белки и мясо индейки. Физические упражнения и определенный график Физические упражнения по утрам не влияют прямо положительно на сезонную депрессию, но они полезны уже потому, что для этого необходимо рано вставать и даже выходить на улицу. Кроме того, регулярность занятий дисциплинирует ребенка. Сам он вряд ли отнесется с энтузиазмом к такому режиму, значит, понадобится ваш родительский пример. Кстати, вам и самим упражнения не повредят. В высшей степени полезно организовать твердый график жизни ребенка - таким образом вы сможете сбалансировать его биологические часы. Особенно важно ложиться спать и вставать утром в одно и то же время. Автор: Анатолий Букин | |
Свежие комментарии