Межличностные взаимоотношения в младшем школьном возрасте
Когда ребенок приходит в школу, решающим фактором его социализации становится овладение учебной деятельностью. Но параллельно с этим ребенок включается и в другой, не менее значимый, процесс усвоения социального опыта – складывающиеся в школе межличностные отношения. Эти отношения очень важны для ребенка. Часто именно неполадки в этой сфере, а не неудачи в учебе, являются фактором, мешающим ребенку чувствовать себя в школе комфортно и благополучно.
Конечно, каждый из детей, приходящих в школу, хотел бы, чтобы одноклассники его уважали и хотели с ним дружить. Но не у каждого, к сожалению, это получается. Как показывают исследования психологов, популярностью у младших школьников пользуются дети, обладающие ровным характером, общительные, имеющие хорошие способности, отличающиеся инициативностью и богатой фантазией, привлекательной внешностью. Не любят дети тех, кто имеет трудности в общении со сверстниками, неуживчивый, драчливый, вспыльчивый, капризный, грубый, замкнутый, неаккуратный, неряшливый, жадный. Кроме того, было замечено, что от первого класса к третьему в положительном и отрицательном отношении школьников к сверстникам происходят некоторые изменения.
Первоклассники оценивают своих сверстников, прежде всего, по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель. Для них наиболее привлекательными являются следующие особенности: красивая внешность, активное участие во внеклассной деятельности, готовность поделиться вещами и сладостями, а также хорошая успеваемость.
Непривлекательные для первоклассников следующие качества: неучастие во внеклассной жизни класса, неопрятность, плохая учеба и поведение, непостоянство в дружбе, плаксивость, дружба с нарушителями дисциплины.
К концу младшего школьного возраста эти критерии несколько меняются. На первом месте, также как в первом классе, стоит общественная активность, но в ней дети уже ценят действительно организаторские способности, а не просто сам факт общественного поручения, данного учителем, и по-прежнему высоко оценивается привлекательная внешность. Значимыми для третьеклассников также являются определенные личностные качества – самостоятельность, уверенность в себе, честность. А вот характеристики, связанные с учением, у третьеклассников отходят на второй план и становятся менее значимыми.
Эти изменения особенностей восприятия и понимания другого человека связаны с тем, что в ходе развития ребенка все более совершенной становится вся его познавательная сфера. В начале младшего школьного возраста у детей еще недостаточно развита способность выделять главное в воспринимаемом предмете, их восприятие носит ситуативный, эмоциональный характер, опирается на конкретные факты и т.д. Поэтому и их впечатление о другом человеке отличается ситуативностью, стереотипностью, ориентацией на внешние признаки. С возрастом эти недостатки социальной перцепции становятся все менее и менее выраженными.
Кроме того, к концу младшего школьного возраста происходит качественная перестройка осознания ребенком своего места в классном коллективе и своих взаимоотношений с товарищами. К этому возрасту каждый ребенок стремится занять достойное место в группе сверстников. Это проявляется, например, в том, что в 9-10 лет школьники, в отличие от более младших детей, значительно острее переживают замечания, полученные ими от учителя в присутствии одноклассников, они становятся более застенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей своего возраста.
Неудовлетворенное положение в классе, неприятие одноклассниками переживается ребенком – третьеклассником очень остро и может служить причиной его неадекватных аффективных реакций. Однако если у ребенка существует в классе хотя бы один друг или просто приятель, то он чувствует себя в классе вполне нормально.
http://u-psihologa.com.ua/view/mezhlichnostnye_vzaimootnoshe...
Свежие комментарии